YOSINKAN AIKIDO
+7 (495) 211-30-90
Федерация Айкидо Ёсинкан России официальное представительство Aikido Yoshinkan Foundation (AYF)
О ФЕДЕРАЦИИ ОБУЧЕНИЕ НОВОСТИ РАСПИСАНИЕ СТОИМОСТЬ ГАЛЕРЕЯ ОТЗЫВЫ КОНТАКТЫ

ВЫБОР ШКОЛЫ 
ОБ АЙКИДО 
АЙКИДО ДЛЯ ДЕТЕЙ 
АЙКИДО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 
АЙКИДО ДЛЯ ЖЕНЩИН 
VIP ЗАНЯТИЯ 
КОРПОРАТИВНЫЕ ГРУППЫ 
ЭТИКЕТ 
ПРИНЦИПЫ АЙКИДО 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ 
АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ 
СОВЕТЫ МАСТЕРА 
ЯПОНИЯ 
СЛОВАРЬ 
ПУБЛИКАЦИИ 
СЕМИНАРЫ 
ВИДЕО УРОКИ 
 ГЛАВНАЯ :: ОБУЧЕНИЕ :: ПУБЛИКАЦИИ :: КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай. Интервью с Чиба-сенсеем

  • Беседы, стихи, каллиграфия основателя айкидо
  • Введение в Айкидо
  • Историческая канва событий
  • Морихэй Уесиба и Годзо Сиода
  • Учитель и ученик
  • Айкидо. Hастоящая победа - победа над самим собой.
  • Воспоминания об О-СЭНСЭЕ
  • История современного АЙКИДО
  • Маленький гигант айкидо
  • Сейго Ямагучи
  • Ученики Уэсибы Морихэя
  • СЛОВО ОПЫТА
  • Интервью с Коичи Иноуэ
  • Сокаку Такэда
  • Под револьверным огнем
  • Путь компромиссов и гармонии
  • Александр Иншаков «Не люблю трюков в жизни»
  • Александр Иншаков. Интервью
  • Айкидо Ёсинкан (Коичи Иноуэ)
  • Джон Стивенс. Сущность айкидо
  • Дух Айкидо. Беседа с Сенсеем Ямагучи.
  • Высшее мастерство: осознание сути айкидо
  • Мицуги Саотоме. Айкидо: передача истины.
  • Мицуги Саотоми. Значение обучения
  • Рольф Бранд. Учитель и ученик
  • Тренировка ментального восприятия и видения.
  • Мицуги Саотомэ. Зеркало духа - додзё Айкидо
  • ИСКУССТВО МИРА. ИЗ БЕСЕД, СТИХОВ, КАЛЛИГРАФИИ МОРИХЭЯ УЭСИБЫ
  • МОРИХЭЙ УЭСИБА. История жизни О-Сэнсея
  • Профессор Морихей Уесиба - О-Сенсей, основатель Айкидо.
  • Мишио Хикитсучи Сэнсэем. Интервью
  • КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай. Интервью с Чиба-сенсеем
  • Жерар Блэз. Интервью
  • Стивен Сигал - Мастер Гармонии
  • РЮ – КОРОЛЬ ДРАКОНОВ
  • Об Айкидо
  • Главы из Aikido Jinsei, автобиографии Годзо Шиоды сэнсэя.

  • КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай.
    Интервью с Чиба-сенсеем

    Впервые опубликовано в периодическом издании Терри О'нилла "Бойцовские Искусства" Интервью взял Артур Локиер.

     

    Сенсей, расскажите пожалуйста, как Вы пришли в Айкидо?

    Хорошо, я очень интересовался боевыми искусствами с самого раннего детства и решил серьезно заниматься, как минимум одним из них. Я начал с Дзюдо и занимался им 4 года. Потом перешел к Карате.

    Вы тренировались в штаб-квартире школы Шотокан, что означали для Вас эти занятия?

    О, я по-настоящему любил их, в них присутствовал силовой, жесткий стиль занятий, очень убедительный. Мне он импонировал. Шеф-инструктором тогда был Накаяма-сенсей, но самого основателя - Гитина Фунакоши мне видеть тоже довелось. Было несколько случаев. Я пришел в Японскую Ассоциацию Карате примерно за год до смерти Мастера Фунакоши. Помню и торжественную церемонию прощания с ним.

    Был ли кто-нибудь из ныне здравствующих Мастеров Шотокан там?

    Да: Нишияма Сенсей, Окадзаки Сенсей и Канадзава Сенсей. Канадзава Сенсей имел тогда 1-й кю, или может - 1-й дан, не помню точно. Асано Сенсей имевший 3-й кю, а также был Касэ Сенсей.

    А было ли что-нибудь особенное, что обратило Вас к Айкидо?

    Да, пожалуй. Когда я уже имел 1-й кю (ученическая ступень сразу перед Черным Поясом) в Дзюдо, так случилось, что на аттестации моим противником выпало быть старшему в нашем додзе, имевшему, если не ошибаюсь - второй дан. Я одержал верх, после чего он подошел ко мне и сказал: "Ты взял меня в Дзюдо, но в моем арсенале есть еще Кендо". Он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне бокен (деревянный меч) и взял себе кендоистский шинай (тренировочный бамбуковый меч). Мы начали поединок, и я не смог задеть его... ни единого раза! Он звучно колотил меня, так что я стал черно-фиолетовым от синяков. После этого я очень серьезно задумался о смысле Будо. Я искал боевое искусство, которое могло быть эффективным в любой ситуации, не зависимо от того, вооружен противник или нет. Так, в конце концов, я решил, что должен стать учеником Мастера Уэшибы - основателя Айкидо. Я пришел прямо в Хомбу (штаб-квартира Айкидо), но у меня не было рекомендательного письма, которые являлось необходимым условием для поступления туда. Я прибыл в Хомбу и попросил о встрече с О-сенсеем (Мастером Уэшиба). Мне сказали, что его там нет, и я могу отправляться восвояси. Я был так нацелен стать учеником О-сенсея, что решил дождаться его возвращения. Я сел в саду додзе и ждал. В конце третьего дня О-сенсей вернулся, и ему рассказали, что с наружи есть сумасшедший парень, ожидающий встречи с ним. О-сенсей сказал, чтобы меня привели. Меня привели к его комнате и попросили подождать. Когда дверь открылась, там был Мастер Уешиба. Наши глаза первый раз встретились, и этот момент я не забуду никогда! Я не знал, что делать и просто поклонился глубоко, как только мог. О-сенсей сказал мне: "Боевые искусства очень тяжелы, сможешь ли ты выдержать?" Я сразу сказал: "Да, учитель!" Вот так я и был принят как учи-деси (ученик, живущий при школе) Мастера Уешибы.

    Вы сразу начали обучаться Айкидо?

    Нет, я не был допущен к занятиям сразу. Я должен был мыть додзе и все другие помещения в Хомбу, плюс - стирать, чистить, делать покупки, заниматься хозяйством и присматривать за все семьей Мастера. К тому же я должен был работать в поле. В конце концов, я был допущен сначала к наблюдению занятий, а затем, через некоторое время, и к тренировкам. Поначалу мне никто ничего не объяснял, и я учился самостоятельно. К счастью я уже владел укеми (самостраховкой), и потому остался целым. Я решил сделать своей главной задачей - быть хорошим учи-деси О-сенсею и обучиться всему, что мог у него. Это было величайшее время в моей жизни! Я помню, что в присутствии О-сенсея всегда было что-то сильное... какая-то особая атмосфера - когда он был рядом. Это исходило от его физических положений - то как он садился, как ходил, как вращался, все было исполнено красотой. Никогда я не видел слабости в его позициях... никогда. Его глаза всегда были золотыми, не черными, как обычно у японцев.

    В ваше время, какова была жизнь учи-деси?

    По некоторым ощущениям, это было, как поле боя. Мы вставали каждый день очень рано, и для работ и для тренировок, и зачастую, я должен был бодрствовать допоздна, чтобы дождаться Вака-сенсея (сына О-сенсея, Киссемару Уешиба - в настоящий момент Дошу, или - лидера Айкидо), его возвращения с работы в офисе. Это было так трудно и так выматывающе, что много раз я был в состоянии близком к нервному срыву. Бывало, я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходили приведения. Я не знаю, представляли ли они собой мужчин или женщин. В это время я не предполагал, как близко я был к помешательству, но теперь то я конечно представляю. Каждую ночь, засыпая, я видел, как они приходят, и это было по настоящему страшно. Я мог чувствовать их присутствие. Затем на меня наваливалась многотонная тяжесть, и я не мог пошевельнуться. Наконец я нашел решение этому. Я брал бокен с собой в кровать и, когда чувствовал их присутствие, сжимал бокен в руках... и все было ОК. Я думаю, это было следствием истощения.

    Много лет назад Вы рассказывали мне о Вашей первой встрече с Тамура Сенсеем, не могли бы Вы повторить этот рассказ для читателей "Бойцовых Искусств"?

    Хорошо, это было на следующий день после классных занятий, и кое-кто из обучающихся проводили Дзюдо-рандори (тренировочные поединки) на ковре. Я наблюдал из коридора, когда один из них пригласил меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен тем, насколько они оказались слабы, и раз за разом проводил броски одному обладателю третьего дана и по Дзюдо и по Айкидо. Тогда мастер Тамура отозвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем - бах! Тамура Сенсей нанес мне сильный удар в живот. Это кое-чему меня научило, то был хороший урок в понимании, соблюдении дистанции и позиций для меня. Я верю, что Тамура Сенсей был величайшим учеником О-сенсея. Я научился многому у него в последствии.

    Не могли бы Вы что-нибудь рассказать о... например Сайто Сенсее?

    Да, это великий Мастер. Каждый раз, когда он посещает Соединенные Штаты, я приглашаю его преподавать в мое додзе. Сайто Сенсей имел особое положение при О-сенсее. Он оставался с ним после войны, ухаживал за ним и управлял фермой в Ивама Додзе. Я видел, какую ношу ответственности он нес, и никто не справлялся с ней так хорошо, как делал это Сайто Сенсей. Я по настоящему высоко ценю работу Сайто Сенсея.

    А что насчет Дошу... наследника О-сенсея?

    Моим непосредственным учителем был Киссемару Уешиба Сенсей. О-сенсей уже удалился в горы Ивама и только иногда посещал Хомбу Додзе. Мой рост и совершенствование в Айкидо после войны - прямая заслуга тяжелого труда Дошу. Его Айкидо очень красиво.

    Что насчет Мастера Коичи Тохея и его общества Ки?

    Да, Тохеи Сенсей очень хорош. Он маленький, но мощный. Я видел однажды, как он принял вызов борцов.

    Сумоистов или западного стиля?

    Западного стиля. Двое братьев - немцы, я думаю из Аргентины, и они были просто огромны! Они должны были нагибаться, чтобы не стукаться об арку ворот в Хомбу. Это был единственный раз, когда О-сенсей согласился принять вызов в Хомбу. Эти люди путешествовали по миру со съемочной группой и вызывали на бой различных мастеров боевых искусств. Они уже были в Кодокане (штаб-квартира Дзюдо), но никто из борцов Дзюдо не смог одолеть их. Теперь они бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и проводил внутрь. В додзе были О-сенсей, Киссемару Сенсей и Тохеи Сенсей, он в последствии был шеф-инструктором Организации Айкидо. О-сенсей первым выставил Тохеи, поскольку он был весьма силен. Борец опустился в низкую стойку и с вытянутыми вперед руками просто кружил вокруг Тохеи Сенсесея довольно продолжительное время. Тохеи Сенсей был очень расслаблен, просто следовал его движениям и, в конце концов, зажал его в угол. И как только борец начал движение, Тохеи выпрыгнул за него, опрокинул его на пол и обработал голову на контрдвижении. Затем, Тохеи Сенсей законтролировал его, применив свой принцип расширения Ки через руку-меч, который в его исполнении, как вы уже вероятно слышали, очень убедителен. Парень не смог шевельнуться, и его брат отказался пробовать свои силы с Тохеи Сенсеем, что случилось - то случилось. Очевидно, в Кодокане дзюдоисты советовали им не вступать в схватку с мастерами Айкидо. Вот почему и первый кружил вокруг Тохеи Сенсея так долго.

    С такими друзьями, кому нужны враги! И коль скоро мы заговорили о поединках, не могли бы Вы рассказать о Вашем столкновении с мистером Вонгом - Мастером Тай Чи из Китая?

    Кто рассказал вам об этом?... Мистер Коттиер? Может лучше не говорить?.. (Смеется) Хорошо. Я был на большом показе боевых искусств в Токио в начале шестидесятых, и там Тай Чи Чуань демонстрировал м-р Вонг. Он прибыл из Тайваня и был на самом деле велик. В последствии, он стал довольно известным в Японии. Ну и вот, в конце своего показа, он выстроил в линию несколько каратистов, и каждый из них нанес ему удар в живот. Что не произвело на него никакого эффекта. Я не был удивлен. Я бы сделал кое-что еще (говоря, это Сенсей продемонстрировал высокий удар ногой и атаку в лицо). Но как бы то ни было, два моих ученика практиковавших также Тай Чи под руководством м-ра Вонга, были восхищены его искусством. Они пригласили меня познакомиться с ним поближе. В конце концов, я согласился и пришел посмотреть его занятие. В додзе мои ученики познакомили нас, и он очень тактично попросил меня познакомить его с Айкидо. И хотя его слова были весьма доброжелательны, это все равно был вызов! Хорошо, мы встретились лицом к лицу, и Мастер Вонг встал в позицию, как это делают борцы Сумо с выдвинутыми вперед руками. Я стал ждать какого-нибудь начала. Через несколько минут оно произошло: он двинулся вперед, намереваясь толкнуть меня. Тогда я встретил его (поворотом) Тай Сабаки и взял его кисть на Коте Гаеши (бросок поворотом кисти кнаружи)... его кисть громко хрустнула. И даже не смотря на то, что я провел Коте Гаеши жестко и травмировал его, он не сдался. Мастер Вонг высвободил свою кисть и немедленно вызвал меня. На этот раз он провел толчок двумя руками мне в живот, и отбросил меня на изрядное расстояние через всю комнату. Я упал, но также не сдался. Это был впечатляющий бросок. Но мои ученики после этого встали между нами, на чем все и закончилось.

    Как случилось, что Вы были посланы в Англию?

    Хорошо. В 1964 году, когда Олимпийские Игры проходили в Токио, знаменитый мастер Дзюдо Кенширо Аббе Сенсей прибыл в Хомбу выказать почтение О-сенсею. Он попросил О-сенсея послать в Англию молодого и увлеченного инструктора, чтобы развивать Айкидо в стенах Британского Совета Дзюдо (БСД). Я готовился отправиться в Нью-Йорк ассистировать Ямада Сенсею, но О-сенсей решил отправить меня в Англию.

    Почему Вы выбрали первым Северо-восточный регион?

    Мой спонсор, м-р Логан был бизнесмен в Ньюкасле, поэтому я и прибыл туда. Однако, во время моего путешествия из Японии что-то произошло с БСД, и они не смогли работать со мной. Таким образом, м-р Логан должен был сам выплачивать мне зарплату - это было трудное время. И именно на Северо-востоке я аттестовал на Дан первых своих английских соискателей: м-ра Пэта Батлера, м-ра Фрэда Дженкинса и м-ра Рона Майерса.

    Да, Сенсей, я занимался в свое время под руководством каждого из перечисленных Вами мастеров, и в большей мере - у Рона Майерса.

    Я слышал, что во время Вашего путешествия из Японии произошел какой-то инцендент?

    Ах да, была вечеринка на судне, когда мы пересекали экватор, и меня попросили провести демонстрацию. Я согласился, однако на борту не было никого, имеющего хоть маломальский опыт в Айкидо, чтобы быть спарринг партнером. Или, если и был, то - предпочел об этом молчать! (Смеется) Да, возможно. Как бы то ни было, одного члена судовой команды попросили ассистировать мне, и он атаковал меня ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы практикуем четкую атаку и используем Танто (муляж ножа). Но этот парень согнулся в низкую стойку и начал двигаться вокруг меня, перекладывая нож из руки в руку. Я не мог знать, в какой из рук он держит оружие. Поэтому, когда он приблизился ко мне, я сделал Гедан Бараи (блок нижнего уровня) обоими руками и таким образом смог отразить его атаку. Острие ножа, тем не менее, прошло сквозь мое оби (пояс) и остановилось, как раз коснувшись тела. Из Гедан Бараи я перешел в другую технику и сломал ему руку.

    А какую технику?

    Катекатамэ, я думаю.

    Блокирующие техники, такие как Гедан Бараи, не характерны для Айкидо. В основном, руки двигаются в плоскости, секущей движение...

    Да, но это не всегда возможно – двигаться таким образом, и я думаю, что вы должны уметь применить жесткий блок, когда это необходимо.

    Можете ли Вы вспомнить Вашу последнюю встречу с О-сенсеем перед отъездом в Англию?

    Мой брат и я, перед отплытием судна, поехали в Хомбу Додзе на такси. Из за пробок на улицах Токио мы ужасно задержались, и я прибыл в Хомбу довольно поздно. Это было очень плохо, так как ученикам Учи-Деси надлежало всегда быть готовыми к встрече или проводам их учителя. Тем не менее, когда я прибыл, О-сенсей ждал меня и дал понять, как он счастлив тем, что я пришел попрощаться. Мой учитель подал мне чай, поблагодарил за заботу о нем все эти годы и пожелал мне удачи. Еще он сказал, чтобы я не беспокоился о нем, и что он будет жить до 126 лет.

    О-сенсей шутил?

    Нет, он был очень серьезен. Он дал мне Коан (дзенскую загадку) и только теперь я ее понимаю.

    Сенсей, в 1976 году Вы вернулись в Японию. Это как раз, когда я аттестовался на первый дан...

    Да, вот почему я и вернулся домой (смеется).

    Что происходило в Хомбу, когда Вы вернулись?

    Что ж, флаг Айкидо по прежнему развевался высоко, но слишком много произошло перемен, и многие из них мне не понравились. Меня назначили Секретарем по международным отношениям Хомбу Додзе, и я не испытывал от этого удовольствия. Бумажная работа весь день и ни минуты на тренировки. Мне от этого не было никакой пользы. Я практик в Боевых Искусствах, - не клерк. Поэтому я покинул Токио и уехал в деревню. Там я занимался сельским хозяйством и практиковал Дза-Дзен (сидячую медитацию) время от времени. Позже Федерация Айкидо США пригласила меня переехать в Сан-Диего.

    Не расскажите ли Вы о Ваших занятиях Иайдо?

    Мне очень нравится Иайдо (искусство обнажения меча). Мне действительно нравится держать в руках Катана (самый длинный из самурайских мечей), и я испытываю особое чувство по отношению к японскому мечу. Я практикую Мусо Шиден Рю, школу, основанную Накаяма Хакудо Сенсеем на переломе веков. О-сенсей всегда имел добрые отношения с Хакудо. Его ученики привыкли заниматься в Кобукане.

    Вот почему Хомбу Додзе часто называли...

    Да, правильно. Имел место взаимополезный обмен учениками. Скажу больше, старший ученик Хакудо Сенсея был женат на дочери О-сенсея. Он в то время был абсолютным чемпионом Японии по Кендо.

    Я осознаю практику Иайдо, как динамический Дзен.

    Да, действительно, в этом есть смысл. Таким образом, хорошо развивать Заншин (практика концентрации на ударе, движении - прим. пер.) Я всегда комбинирую Дза-дзен и Иай в своем Додзе. Ориентировочно 20 минут сидячей медитации, затем 10 минут работы с мечом, затем опять Дза-дзен.

    Мне говорили, что сейчас Вы используете фоном для Дза-дзен музыку в Додзе... правда?


    Не всегда. Мой учитель Дзен использовал обычно музыку Баха или Бетховена, и мы сидели. Очень приятно. Вы можете действительно глубоко погружаться в медитацию во время таких сессий, и естественно - в зависимости от типа музыки, которую используете: я не думаю, что можно практиковать это под Джаз, к примеру. Мое Додзе выходит фасадом на главную улицу Сан-Диего, и фоновая музыка помогает отсечь звук идущий снаружи.

    За последние двадцать с лишним лет, я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких непосредственных учеников О-сенсея, конечно - у Вас, у Секия, Тамура, Канаи... и Вы все такие разные: Не могли ли Вы это прокомментировать?

    Хорошо, Я думаю, что Айкидо гораздо шире, нежели другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет каждому заниматься совместно. Общение, которое имеет место на татами - это только часть этого.

    Вы думаете, что каждый из Вас представляет разные лица Айкидо О-сенсея, в зависимости от личного опыта?

    Да, я думаю это так.

    Некоторые люди говорят, что О-сенсей был очень вежливым и добрым стариком, другие же отмечают его прямолинейный и суровый характер. Где правда?

    Я нахожу довольно естественным, что он был очень добрым, тактичным и деликатным с обычными учениками, но с Учи-деси он временами был груб и суров.

    Почему Вы уделяете большое внимание работе с оружием в вашем Айкидо?

    Айкидо основано на традиционном для Японии фехтовании на мечах. И осваивая искусство владения телом в Айкидо, мы движемся как фехтовальщики с отсутствующим мечом. Оружие - важный момент на поле боя, также как и в парных состязаниях, типа Рандори в Дзюдо и Дзю Кумите (свободный бой) в Каратэ. Оно помогает нам развивать Воинский дух и другие аспекты, такие, как чувство времени, дистанции, центра и т.д. Кроме того, мы можем напрямую привязать базовые техники к секущим ударам боккена, к расширению дыхательной силы, постановке бедер и т.д.

    Могу я спросить немного об истории Айкидо: О-сенсей был однажды приглашен основателем Дзюдо д-ром Дзигоро Кано преподавать в Кодокан, принял ли он приглашение?

    В то время Кано Сенсей пытался консолидировать традиционные Боевые Искусства Японии, для того чтобы помочь сохранить их. Вот почему он просил О-сенсея преподавать в Кодокане. Но О-сенсей отказался: он чувствовал, что Айкидо и Дзюдо были настолько разные дисциплины, что не могли преподаваться вместе. Поэтому, д-р Кано поступил по-другому, он послал троих из своих старших учеников обучаться у О-сенсея - Мастера Мочизуки и Мастера Мурошиги, и еще одного, его имя я не могу вспомнить. Они обучались у О-сенсея, но часто возвращались в Кодокан для общения с д-ром Кано.

    Не был ли этим третьим Томики Сенсей?

    Нет, Томики Сенсей пришел позже. Он скомбинировал Айкидо и Дзюдо: он практиковал Айкидо для вхождения в ситуацию поединка и Дзюдо - на ближней Ма-ай (критической дистанции). Я не очень согласен с этой идеей, но Томики Сенсей был очень хорошим мастером Боевых Искусств... и настоящим джентльменом.

    Я где-то читал, что кузен О-сенсея, сам специалист Боевых Искусств, продолжает жить в Японии?

    Да, это Мастер Хоген Иноуи. Его сходство с О-сенсеем поразительно. Он естественно уже очень стар, но его Айкидо, одно время, было вторым после О-сенсея. Он называет сейчас свой стиль Будо - "Тайва Шиндо".

    Мастер Каратэ Шотокаи, учитель Харада Сенсея, Мастер Шигеру Егами был учеником Иноуи Сенсея... Я слышал, что имела место интересное столкновение между двумя этими великими мастерами, когда они первый раз встретились?

    Об этом инценденте Вы должны спросить Харада Сенсея. Харада Сенсей и я добрые друзья: он вдумчивый, великий Мастер Каратэ.

    Кроме столкновений на корабле и с Мастером Вонгом, были ли еще случаи, когда Вы применяли свое умение не в Додзе?

    Были, однажды в Японии меня атаковал грабитель с ножом. Он целил мне в живот, я блокировал его через Гедан Бараи и сломал его руку, выполнив Ката Катамае.

    В другом случае, Я был в Париже с Норо Сенсеем и мы вместе пошли в ночной клуб. Я выпивал в одной из комнат, в то время, как Норо Сенсей сидел в другой, играл в карты или что-то в этом роде. Неожиданно в комнате, где сидел Норо, началась ужасная суматоха, и я пошел посмотреть, что случилось. Эта была драка. Пожилой джентльмен лежал на полу, и какой-то парень пинал его ногами. Это было ужасно - на полу уже было много крови. Я подумал, что он его убьет, и Норо Сенсей сказал мне: "Чиба, брось это!" Он не хотел вмешиваться. (Смеется). Обхватив этого человека и остановив его нападение, я спросил, что, по его мнению, он делает? Он ответил мне по-французски, таким образом, никто из нас ничего не понял, и я оттащил его в сторону... затем что-то случилось. Мое тело среагировало, и я провел ему бросок О Сото Гари из арсенала Дзюдо. Он сильно ударился о землю, и я услышал лязг металла. Получилось так, что я среагировал на его попытку вытащить нож. Я так понял, что среагировал тогда на эту ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером из Пигалле, вот почему никто не останавливал его. Вероятно, он был хорошо известен... но не мне! А потому, не было никакой разницы - кто он такой.

    А что-нибудь еще Сенсей?

    Когда я вернулся в Японию из Англии, в 1978 году, один человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отклонил его, несмотря на его настойчивость.

    Он был каратист?

    Никто не знал, кто он был. Как я уже сказал, он был настойчив и раз в несколько недель возвращался, чтобы повторить свой вызов. Каждый раз я должен был объяснять, что мы не можем принять его. Я думаю, что у этого человека было не все в порядке с головой. Как бы то ни было, но, в конце концов, лично я устал от него и согласился принять его вызов. Мы договорились встретиться и разобраться. Я настоял на том, чтобы не обвинять друг друга в случае возможных повреждений, и мы обменялись соответствующими письмами на этот счет. Я рассказал ему, что как учитель Боевых Искусств, я приготовился к смерти, если дело дойдет до этого. Затем, мы встретились, и я инициировал схватку, двинувшись прямо к нему и нанеся первый удар. Это отбросило его назад к стене и, когда я приблизился к нему, он прыгнул на меня, как тигр. Я закончил схватку, взяв его на Никё (второй контроль). Этого для него было достаточно. Было уже много крови, и он кричал, лежа на земле. Это был последний вызов, который он нам бросил - наверное, он не ожидал, что какой-нибудь Айкидоист сам инициирует атаку.

    И в завершении нашего разговора, могу я Вам задать отдельных вопроса: об Атэми и соревнованиях в Айкидо?

    Хорошо, я думаю что Атэми (удары по анатомически слабым точкам) очень важны в техниках Айкидо. Не принято преподавать их на занятиях... но лично я, конечно, обучался Атэми. Соревнований же в Айкидо нет, поскольку они выделяют часть занимающихся в процессе занятий. Цель же Айкидо - позволить как можно большему числу самых разных людей - мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным - развить свои потенциальные возможности через совместную практику.

    В чем, по Вашему мнению, заключается главное качество хорошего Айкидоки?

    В искренности.

    ПОИСК

    О ФЕДЕРАЦИИ  ОБУЧЕНИЕ  НОВОСТИ  РАСПИСАНИЕ  СТОИМОСТЬ  ГАЛЕРЕЯ  ОТЗЫВЫ  КОНТАКТЫ 
    КОНТАКТЫ: 115093, г. Москва ул. Павловская 27/29, ФАЁР
    E-MAIL: yoshinkan@mail.ru    TEL.: +7 (495) 211-30-90